Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Изменения в законодательстве о государственной гражданской службе

Федеральным законом от 27.10.2020 № 346-ФЗ внесены изменения в статьи 22 и 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 346-ФЗ).

Изменениями уточнен порядок образования комиссий, формируемых для проведения конкурса для замещения должности гражданской службы (конкурсная комиссия) и для проведения аттестаций государственного служащего в целях определения его соответствия занимаемой должности (аттестационная комиссия).

Так, Федеральным законом № 346-ФЗ уточнен статус независимых экспертов, включаемых в состав конкурсной комиссии. К таковым отнесены представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы.

Согласно изменениям включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года с момента первого его включения в состав конкурсной комиссии. Повторное включение независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

Кроме того, в отношении ранее назначенных в состав конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа независимых экспертов Федеральным законом № 346-ФЗ определено, что независимый эксперт, пребывающий в составе комиссии более трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Независимый эксперт, пребывающий на день вступления в силу настоящего Федерального закона в конкурсной и (или) аттестационной комиссии государственного органа менее трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения трех лет с момента его первого включения в состав соответствующей комиссии.

Федеральный закон № 346-ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Антикоррупционные обязанности и запреты в связи с оборотом цифровых финансовых активов и цифровой валюты

Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) определены правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты, которые вступят в действие с 01.01.2021.

Законодателем вводятся понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта.

Цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе, которые могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей. Понятие цифровой валюты позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Центрального банка Российской Федерации, но и, например, к биткоину.

Отличие цифровых финансовых активов от цифровых валют заключается в том, что в отношении первого всегда существует обязанное лицо, в отношении цифровой валюты обязанного лица нет. Цифровые финансовые активы, как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи выступает законным объектом гражданско-правовых сделок.

Одновременно Федеральным законом № 259-ФЗ внесены дополнения в три основных закона в сфере противодействия коррупции.

Так, статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 10, согласно которой цифровая валюта признается имуществом, следовательно сведения о ней подлежат отражению в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемой определенной категорией чиновников, служащих и руководителей организаций.

Напомним, что в предыдущих декларационных компаниях сведения о виртуальной валюте не отражались в справке о доходах, поскольку не были предусмотрены ее формой, о чем разъяснялось в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018-2020 годах (пункты 58, 59), разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом № 259-ФЗ внесены дополнения в часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым к сделкам с имуществом, по которым следует подтверждать законность расходов, отнесена сделка по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если сумма по такой сделке превышает общий доход отчитывающегося лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Дополнения, внесенные в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», возлагают обязанность на отдельных лиц в течение трех месяцев с 01.01.2021 прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в цифровую валюту и цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

Домашний арест в качестве меры пресечения

Домашний арест в качестве меры пресечения, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает на законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем.

О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

В целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им возложенных судом запретов уголовно-исполнительная инспекция может использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.

В случае нарушения условий исполнения домашнего ареста суд может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Сведения о трудовой деятельности осужденного могут быть предоставлены в виде электронного документа

В соответствии с требованиями статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации паспорт освобождаемого от принудительных работ, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка (при наличии) и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении.

Сведения о трудовой деятельности за период отбывания ареста или лишения свободы предоставляются способом, указанным в заявлении освобождаемого на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у руководителя исправительного учреждения).

Осужденным к принудительным работам сведения о трудовой деятельности предоставляются организациями, привлекавшими их к труду, в порядке, установленном трудовым законодательством.

В случае привлечения осужденных к оплачиваемому труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и (или) вне их, сведения о трудовой деятельности осужденных формируют указанные организации.

При отсутствии паспорта, трудовой книжки (у осужденного, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки) и (или) пенсионного удостоверения в личном деле осужденного к аресту или лишению свободы, а равно паспорта у осужденного к принудительным работам, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного.

Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.